Детская речь

Детская речь

ДЕ́ТСКАЯ РЕЧЬ — речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8—9 лет). Систематическое изучение Д. Р. началось в сер. 19 в. В 1-й пол 20 в. оно велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между речевым и умственным развитием, и имело целью прежде всего предотвращение речевой патологии. С сер. 20 в. Д. Р. изучается психолингвистикой на мат-ле дневниковых записей спонтанной речи детей и результатов специально поставленных экспериментов. Периоду Д. Р. предшествует лепет и гуление — предречевые формы развития ребенка, во время к-рых формируются моторные возможности органов, участвующих в порождении речи, определяются первые коммуникативные проявления ребенка, происходит первичное становление сигнификативной функции языка. К 2—3 годам фонемные структуры родного языка, как правило, полностью освоены, но нормативная артикуляция часто еще не сложилась: в этот период несформировавшиеся звуки в речи ребенка заменяются уже сформировавшимися, обычно наиб. близкими к ним артикулярно. Усвоение супрасегментной фонетики предшествует усвоению сегментной и происходит еще на довербальных стадиях. Формирование системы словоизменения определяется системой родного языка. Частотные грамматические категории усваиваются раньше, чем редкие. Грамматика ребенка в период становления носит гиперрегулярный характер, нормативные формы могут заменяться ненормативными, но образованными по более частотным моделям. Развитие синтаксиса происходит от двусловных высказываний к более длинным, выделяются субъект, объект, предикат. Прежде всего усваивается прямой порядок слов. После 3 лет в речи ребенка начинают появляться сложноподчиненные предложения. В процессе усвоения системы словообразования ребенок проходит период расширенного дет. словотворчества, заменяя имеющееся в языке слово словообразовательной инновацией, созданной по определенной модели. До 5 лет в речи ребенка почти нет синонимических рядов (из-за твердого привязывания названия к обозначаемому предмету или явлению). Позднее всего усваиваются слова с отвлеченными и метафорическими значениями, фразеологизмы. Овладение монологич. речью происходит на поздних этапах развития речевой способности. В Д. Р. много черт, общих с речью в период ее распада (при афазии). Грамматика Д. Р. имеет определенное сходство с грамматикой пиджинов. Изучение Д. Р. важно не только для установления закономерностей развития ребенка, но и для постижения общелингвистич. и психолингвистич. механизмов, реализующихся в речи нормативных носителей языка. Данные, полученные при изучении онтогенеза языка и речи, используются при построении теорий происхождения языка, при исследовании языка в филогенезе. Традиция изучения Д. Р. в отеч. лингвистике заложена А. Н. Гвоздевым, чей скрупулезный дневник наблюдений за речью сына до сих пор является ценным, иногда единств. источником изучения становления речи на рус. языке.

Лит.: Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1958; Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961; От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов, 1981; Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Детская речь" в других словарях:

  • Детская речь — речевая деятельность детей, изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются: 1. детерминизм формы языковых знаков, то есть их обусловленность научением; 2. большее число ( в сравнении с речью взрослых)… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Детская речь — Детская речь  особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8 9 лет) возраста. Первые систематические описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в середине 19 в. С 20 30‑х гг.… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Детская речь —         совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой… …   Большая советская энциклопедия

  • Детская речь —   Вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей до 8 9 лет. Имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большее число звукоподражаний, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное… …   Словарь социолингвистических терминов

  • детская речь — Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4) диффузность …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Детская речь —    Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4)… …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… …   Философская энциклопедия

  • речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью …   Словарь многих выражений


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»